Материнский (семейный) капитал: проблемы правового регулирования http://libkurgan.ru/noskov-vitaly/4-sneg-na-brone

Материнский капитал: проблемы регулирования
изменения и правила программы

материнский капитал Ипотека куда потратить МК Квартиры за материнский капитал

Материнский капитал: проблемы регулирования


За последние годы в Российской Федерации сложилась непростая демографическая ситуация, вызванная снижением рождаемости. Ее причинами стали и проблемы, связанные со сложностью или невозможностью совмещения женщиной трудовой деятельности с заботой о доме и семье, а как следствие, недостаток финансовых средств и слабая государственная поддержка женщин, ухаживающих за детьми до достижения ими трехлетнего возраста, и финансово-экономический кризис в стране. Среди наиболее значимых проблем для семьи, препятствующих принятию решения о рождении детей, выявленных перед принятием мер в данной области государственными органами в результате проведенных исследований и опроса населения, можно назвать три: во-первых, с появлением ребенка остро встает вопрос об увеличении жилищной площади; во-вторых, вызывает обеспокоенность возможность получения детьми достойного образования, в том числе высшего, которое чаще всего является платным; и, в-третьих, волнует вопрос пенсионного обеспечения женщины в старости, поскольку она занимается воспитанием детей значительную часть жизни, и отчисления на накопительную часть пенсии проводятся нерегулярно.



Таким образом, возникла острая необходимость в принятии срочных и действенных мер по стимулированию рождаемости в Российской Федерации и государственной поддержке семей. Важным шагом в данном направлении стал вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон о мате ринском капитале), устанавливающий в качестве дополнительной меры государственной поддержки семей, имеющих детей, возможность использования материнского (семейного) капитала с целью создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Указанным законом в РФ была введена принципиально новая мера поддержки семей с детьми, направленная на стимулирование рождаемости – материнский (семейный) капитал, который составляют средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным Федеральным законом.[1, ст. 2] Эта дополнительная мера государственной поддержки, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года [2, ст. 13], предназначена семьям при рождении или усыновлении второго, третьего ребенка (или последующих детей) при условии, если они не воспользовались ею ранее. Документом, подтверждающим право на получение средств материнского (семейного) капитала, является сертификат государственного образца, который выдается конкретному лицу.
Сумма материнского капитала в 2007 году составляла 250 000 рублей, но она ежегодно индексируется государством с учетом уровня инфляции и устанавливается Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, в 2008 году она составляла 276 250 рублей, в 2009 году увеличилась до 312 тысяч 162 рублей 50 копеек, а с 1 января 2010 года она равна 343 278 рублям.
В связи с тем, что данный опыт является новым для РФ, мы столкнулись с множеством вопросов и проблем при реализации права на материнский (семейный) капитал, связанных как с неграмотностью и слабой осведомленностью самих претендентов на материнский капитал, так и с несовершенством Закона о материнском капитале.
В настоящее время уже можно анализировать, какие трудности устранены и какие еще предстоит устранить при реализации права на материнский капитал, т.к. распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться, в основном, не ранее, чем по истечении 3-х лет со дня рождения ребенка, в отношении которого возникло право на эти средства.
Процедура оформления оказалась значительно сложной и требующей прохождения множества формальностей. Родителям после рождения (усыновления) второго, третьего или четвертого ребенка нужно оформить в ЗАГСе свидетельство о рождении (усыновлении), затем поставить отметку о рождении ребенка в паспорте матери в паспортно-визовой службе, прописать ребенка и оформить ему Российское гражданство.
Только после этого необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства и заполнить бланк заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и предъявить следующие документы (или их копии, заверенные нотариусом):
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, место жительства, принадлежность к гражданству;
2) свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных – свидетельство об усыновлении);
3) документ, подтверждающий российское гражданство ребенка;
3) при необходимости документы, подтверждающие смерть родителей (усыновителей), объявление их умершими, лишение родительских прав, совершение умышленного преступления в отношении детей, а также документы, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия законного представителя.
Срок рассмотрения заявления составит не более одного месяца с даты его подачи. После этого в течение пяти дней заявителю направляется уведомление, в котором сообщается о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата), а также дата получения сертификата. После чего остается лишь получить сертификат на материнский (семейный) капитал в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства в день, указанный в уведомлении.
Одной из первых трудностей при подаче заявления на получение сертификата на материнский капитал стало личное присутствие претендента. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 709 «О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» были внесены соответствующие поправки в Постановление Правительства от 30 декабря 2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал». В результате был разрешен вопрос о возможности направления заявления и документов на получение сертификата на материнский (семейный) капитал через доверенное лицо, им может стать любой гражданин, на которого заявитель оформил у нотариуса соответствующую доверенность. По действовавшим до сих пор правилам заявление на получение государственного сертификата на материнский капитал нужно было приносить в Пенсионный фонд РФ лично или передавать через законных представителей, а, в соответствии с Гражданским кодексом, это весьма ограниченный круг лиц.
Данная поправка существенно облегчила оформление сертификата одинокими мамами или женщинами, проживающими за рубежом. Кроме того, новые правила позволяют направить заявление и копии прилагаемых к нему документов в Пенсионный фонд РФ по почте заказным письмом с уведомлением. В этом случае копии документов также необхо димо заверить нотариально либо, если заявитель живет за границей, в российском консульстве.
Теперь обратиться за сертификатом можно по месту пребывания или фактического проживания. Ранее заявление в Пенсионный фонд необходимо было подавать только по месту жительства (т.е. постоянной регистрации).
Также появилась возможность получить государственный сертификат на материнский капитал по почте. Прежний порядок предусматривал получение документа лично в Пенсионном фонде. Такое упрощение порядка подачи заявления на получение сертификата на материнский (семейный) капитал решило, в основном, проблемы студентов и аспирантов, обучающихся в другом городе, трудовых мигрантов, а также жителей удаленных населенных пунктов и тех, кто живет за пределами Российской Федерации и, в свою очередь, явилось лишь одним из факторов, повлиявших на динамику роста рождаемости.
С 1 января 2007 года по 1 января 2009 года Пенсионным фондом Российской Федерации было принято 936 142 заявлений на получение сертификата на материнский капитал, 882 447 человек этот сертификат получили. Хотелось бы особо отметить, что в 2008 году было выдано на 80% больше сертификатов, чем в 2007 году.
Заявление о распоряжении этими средствами подается в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) ребенка, в отношении рождения (усыновления) которого возникает право на материнский (семейный) капитал. Заявление подается не позднее 1 мая для распоряжения им во втором полугодии текущего года и не позднее 1 октября для распоряжения в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления.
Однако по закону средства материского капитала можно использовать только после достижения ребенком трехлетнего возраста, причем лишь на строго определенные цели. Направлений всего три: улучшение жилищных условий, по лучение образования ребенком (детьми) или формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка (или последующих детей).[3] При этом получить материнский капитал наличными нельзя, допускается только безналичный перевод этих средств. Но все деньги можно как вложить в одно направление, так и разбить их по желанию на две-три части.
Такие жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.
Однако с ухудшением экономической ситуации в стране правительство внесло в закон некоторые послабления. Теперь с начала 2009 года гражданам предоставлено право использовать средства материнского (семейного) капитал на погашение ипотечного кредита, причем еще до достижения ребенком трехлетнего возраста, и не только женщине, получившей сертификат, но и ее супругу. Соответствующие изменения были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2009 года № 20 «О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» в Постановление Правительства от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».
В результате устранены два основных препятствия, которые мешали семьям воспользоваться деньгами. Во-первых, теперь направить материнские деньги на погашение ипотечного кредита возможно и в том случае, если договор займа с банком заключал супруг женщины, получившей материнский сертификат [2]. Во-вторых, во многих случаях приобретенное жилье оформлялось на одного отца, поскольку именно он брал кредит. В то же время закон предписывает, что купленное по ипотеке жилье должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, включая детей и совместно проживающих родственников.[2] Поэтому в Пенсионный фонд нужно будет предоставить письменное обязательство[3] оформить это жилое помещение в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Данная возможность оказалась достаточно востребованной и необходимой для российских семей. В 2009 году Пенсионный фонд Российской Федерации перечислил более 20 миллиардов рублей на погашение жилищных кредитов из средств материнского капитала. За счет этих средств полностью или частично погасили кредиты почти 75 тысяч российских семей.[4]
В свою очередь, с мая 2009 года лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, разрешено получение единовременной выплаты в размере 12000 рублей за счет средств капитала.[5] Для этого необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда и предъявить документы, удостоверяющие личность, место жительства, гражданство лица, получившего сертификат на материнский капитал; заявление; государственный сертификат или дубликат; банковскую справку о реквизитах счета, на который единым платежом в двухмесячный срок будут перечислены деньги. Получить эту сумму могут все владельцы сертификата на материнский капитал и потратить на любые нужды. Однако существуют ограничения в сроках подачи заявления. Так, если право на материнский капитал возникло с 1 января 2007 года по 30 сентября 2009 года, заявление на единовременную выплату необходимо подать не позднее 31 декабря 2009 года, а если данное право возникло с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2009 года, то не позднее 31 марта 2010 года.
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ 13 апреля 2009 года провел парламентские слушания на тему: «Материнский (семейный) капитал: мониторинг правоприменительной практики», в которых приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Пенсионного фонда, Общественной палаты, представители общественных объединений и организаций, ученые. В ходе парламентских слушаний обсуждались проблемы, связанные с реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей,» и были выработаны главные направления его совершенствования в целях усиления мер социальной поддержки семей с детьми, включая направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение земельного участка под строительство жилья, что актуально для жителей сельской местности, ведущих жилищное строительство; на капитальный ремонт приобретаемого жилого помещения; на оплату образовательных услуг, оказываемых «семейным детским садом», организованным в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на образование самой женщины, обосновывая это тем, что в связи с ростом конкуренции на рынке труда женщине, родившей (воспитавшей) детей и потерявшей за этот период профессиональную квалификацию, сложно не только устроиться на работу, но и продолжать профессиональную деятельность на том же рабочем месте, а также по другим направлениям.
В средствах массовой информации высказываются и другие мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала. Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др. В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.
Мера государственной поддержки, о которой идет речь в настоящей статье, конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей.
Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются. В 2007 году в стране родилось на 123 тысячи детей больше, чем в предыдущем году. С 33% до 41,2% увеличилась среди всех рожденных доля вторых, третьих и последующих детей. В 2008 году эта доля возросла до 44,2%.[6]
Значение Закона о материнском капитале велико и неоднозначно. Несомненно, что он является одним из важнейших способов стимулирования рождаемости и решения демографической проблемы в Российской Федерации, а с другой стороны, может явиться поводом для мошеннических действий. Поэтому сложность реализации данной меры государственной поддержки семей заключается, главным образом в проблеме исключения или максимально предотвращения ситуации, при которых рождение ребенка становится лишь средством для получения денег.

ПОПОВА Т.В.
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии экономической безопасности МВД России

Библиографический список:

1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Российская газета. 2006. 31 дек. № 276.
2. Постановление Правительства РФ от 04.12.2009 г. №994-ФЗ «О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». // Российская газета. 2009. 21 янв. Федеральный выпуск № 4831.
3. См. Письмо Федеральной нотариальной палаты 28.01.2009 № 124/05-08 «О порядке нотариального оформления письменного обязательства лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала» // Нотариальный вестник. 2009. № 3.
4. //Российская газета. 2009. 3 нояб. Центральный выпуск № 5032 (208).
5. Ст. 10 Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан» // Российская газета. 2009. 5 мая. № 78.
6. Мизулина Е.Б. Парламентские слушания на тему: «Материнский (семейный) капитал:
мониторинг правоприменительной практики» от 13 апреля 2009 года. /family/
reportcomm4.htm
The article is devoted to the problems of law enforcement practice of the «Additional measures of state support of the families having children» RF Federal Law provisions dated by December, 29th, 2006 № 256-FZ and «An order of issuing of the state certificate for the parent(family) capital» government decisions dated by December, 30th, 2006 № 873. The explanations concerning applicants for the parent (family) capital, a set of documents necessary for registration of the state certificate confirming the right for receiving it are reviewed in the article. A special attention is paid to existing restrictions on a target use of these means and some argued questions concerning the expansions of the given list. The parent (family) capital, the state certificate for the parent (family) capital, state support measures of families, parent (family) capital means.
Рецензенты:
Сатонина К.А. кандидат юридических наук;
Кузьмина О.Л. кандидат юридических наук.